на главную организаторы заявка на участие тезисы контакт
   
  2004 год  
  Новые технологии в диагностике,  лечении и профилактике заболеваний органов дыхания  
 
   
 

Уважаемые коллеги! Ежегодная научно-практическая конференция "Новые технологии в диагностике, лечении и профилактике заболеваний органов дыхания" в этом году традиционно будет проходить 14-15 октября 2004 года на базе Детского медицинского реабилитационного центра "Смарагдовый" МВД Украины, в г.Евпатория. Оргкомитет приглашает Вас принять участие в работе научно-практической конференции.

Адрес секретариата конференции: 97404 Украина, Крым, г. Евпатория ул. Пушкина 49, ДМРЦ "Смарагдовый" связь с координатором по тел/факс (06569) 3-35-65 или тел. (06569) 6-12-84 - Литвинович Ирина Николаевна E-mail: smaragdovy@evp.sf.ukrtel.net

 
 
 
 

Тезисы докладов участников научно-практической конференции

 

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Т.В. Кобец, Е.И. Рудавина, А.А. Павлова Детский сад "Нептун", Симферополь

Часто болеющие дети (ЧБД) являются самой большой группой, требующей систематических лечебно-педагогических реабилитационных мероприятий. Причины, способствующие развитию ОРЗ неоднородны, но все они эндо- и экзогенные способствуют развитию иммунологической недостаточности.

Наиболее целесообразно проводить оздоровление ЧБД в преддошкольном возрасте в условиях детского дошкольного учреждения. Целью нашего исследования явилось выявление влияния эфирных масел эвкалипта и мяты перечной в комплексе реабилитационных мероприятий на состояние здоровья детей часто болеющих респираторными заболеваниями.

Под наблюдением находились 22 часто болеющих ребенка в возрасте от 4-х до 6 лет, соотношение мальчиков и девочек 1:1. Всем детям проводились общеоздоровительные мероприятия: правильный режим дня (с обязательным дневным сном) и питания (с достаточным введением животного белка, растительных масел, овощей и фруктов). Для повышения неспецифической резистентости применялись растительные адаптогены.

Детям проводились ингаляции с антисептиками (эвкалиптом, ромашкой). Все дети были санированы у стоматолога, осмотрены ЛОР врачом. В комплекс оздоровительных мероприятий была включена лечебная гимнастика, массаж грудной клетки. Все дети прошли два курса ароматерапии с включением эфирных масел эвкалипта и мяты перечной.

Проведенная терапия позволила снизить число острых респираторных заболеваний в исследуемой группе на 54,3%. У детей нормализовался сон, улучшился аппетит и эмоциональный тонус, улучшились показатели иммунограммы. Все дети были переведены из группы часто болеющих в группу эпизодически болеющих.

 

ПРИМЕНЕНИЕ DISEASE MANAGEMENT PROGRAMM В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ, С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ, СТАРШЕ 3 ЛЕТ

В. Брандт, Д.Брандт Баден-Баден, Германия

Ключевые слова: дети, бронхиальная астма, Баден-Баден, лечение

В 2003 году ведущими специалистами ФРГ бала разработана и принята профессиональным объединением врачей педиатров Disease Management Programm (ДМП) - это программа структурированного лечения бронхиальной астмы у детей. Цели программы :

  • - Обеспечить высокое качество диагностики и лечения больных;
  • - Снизить финансовые затраты на ненужную диагностику и неэффективное лечение;
  • - Создать рамки для домашних врачей и контрольных органов.

В связи с разработкой ДМП в Германии и внедрением данной программы в практику, мы проанализировали эффективность данной программы, как для врача педиатра, так и для самих пациентов. Для решения поставленной задачи, нами было проанализировано 36 детей, больных бронхиальной астмой (БА) в возрасте от 3 до 9 лет, за 2002-2003 года. Соотношение мальчиков и девочек было 1:1. Все дети были распределены на две группы. В 1-ю группу вошли 20 детей с БА, это дети которые наблюдались в 2002 году, до внедрения программы ДМП в практику. Из них 10% имели БА 1 ступень, 50% - 2 ступень, 40% - 3 ступень. 2-ю группу составили 16 детей с БА, которые наблюдались в 2003 году после внедрения ДМП. Из них 50% имели БА 1 ступень, 30% - 2 ступень, 20% - 3 ступень.

Необходимо отметить, что изменились подходы к определению БА у детей. В 2002 без ДМП Астму определяли, как хроническое обструктивное заболевание бронхов, которое проявляется приступами при возможной аллергологической или инфекционной платформе в анамнезе и сопровождающееся гиперчувствительностью бронхов.

В 2003 после внедрения ДМП, Астму определяли, как хроническое заболевание бронхов: * имеющее в анамнезе семейную атопию или собственные эпизоды атопичес-ких проявлений * может провоцироваться различными аллергенами * нуждающееся в комплесном и длительном лечении * Обструктивное заболевание бронхов которое проявляется - Вариабельной обструкцией - Обратимая обструкция - Обструкция при нагрузке (доказательство гиперчувствительности)

Внедрение Disease Management Programm в практику позволило диагностиро-вать БА на ранних этапах в 5 раз чаще, что имеет большое значение для пациентов, поскольку прогноз при ранней диагностике более благоприятный. Изменились и подходы к терапии у пациентов с БА ( см. табл.2).

Заключение Постановка диагноза и проведение длительного комплексного лечения бронхиальной астмы одна из сложнейших проблем домашнего педиатра. Введение ДМП облегчило педиатру ведение больных бронхиальной астмой и обеспечило быстрый доступ детского врача к актуальной проверенной медицинской информации. Пациенты почувствовали активное участие врача в процессе лечения. Для домашнего врача изменился стиль работы, увеличился объем документации (+120%) и необходимость постоянного повышения квалификации.

 

ПСИХОТЕРАПИЯ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ

Е.Г. Сухоленова ДМРЦ "Смарагдовый", Евпатория

Сегодня широко распространено заболевание системы дыхания - бронхиальная астма (БА) и среди детей. Факторы, провоцирующие приступы, достаточно многочисленны: это и вдыхание аллергена, и кашель при инфекционном заболевании, и резкое изменение температуры вдыхаемого воздуха, и резкий звук или запах, и внезапно появившаяся эмоция - страх. Предрасположенность к включению механизма реагирования большинство авторов находят в наследственности. Скорее всего, речь идёт о наследственной модели воспитания.

Альберт Бандура убедительно показал роль моделей для подражания. Он обнаружил, что поведение ребёнка формируется в значительной степени под воздействием наблюдаемых им моделей поведения взрослых, прежде всего родителей. Этим способом наследуется родительская модель поведения, а затем и родительский стереотип неосознанных убеждений ("что такое хорошо и что такое плохо?"). Вслед за убеждениями идут стереотипные эмоции и мысли, которые и могут лежать в основе стереотипной реакции тела, в данном случае реакции в виде приступа удушья. Поэтому, ряд авторов-учёных предполагают, что в основе бронхиальной астмы лежит стереотипная, неадекватная препятствию, наследуемая вследствие воспитания реакция на многочисленные стимулы физической, моральной и социальной сред.

Предположительно, наследуемым механизмом поведения будущих больных Б.А. является такой, при котором на различные стимулы окружающей среды следует реакция в виде повышения давления в малом круге кровообращения, чему способствуют реакции накопления и смирения, для которых характерны эмоции тревоги и печали. Подавленной является реакция агрессии. В клинической практике отмечено, что именно подавленное чувство агрессии характерно для больных Б.А.. Поэтому психотерапевтическая профилактика этой болезни строится на поисках возможности социально приемлемых формах проявления реакций экспансии (агрессии) ребёнка. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы выявить источник агрессии, увидеть цель, к которой неосознанно стремится пациент. Это сформирует реакцию концентрации, а затем - показать конструктивные механизмы реализации цели, как желаемого состояния.

Такими конструктивами может быть только проявление реакций экспансии и капитуляции (отдых при расслаблении). Реализация этой задачи возможна с помощью разных техник: релаксационных, различные виды массажа с использованием аромомасел, суггестивные приёмы с соответствующими аффирмациями, с применением различных фитопрепаратов. При лечении пациентов мы все6гда придерживаемся принципов есте6ственного излечения, а именно: - естественное излечение (натуротерапия) основано на самоисцеляющем принципе; - исцеляющие силы находятся внутри нас, и эти силы постоянно стараются поддержать здоровье на хорошем уровне; - высокий уровень внутренних сил поддерживается при условии систематического использования природных факторов.

Достаточно эффективно мы используем методы аутогенной и психорегулирующей тренировок, терапевтический эффект которых в том, что они предназначены для успокоения, мобилизации и восстановления сил. Но, на наш взгляд, весь комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий являются лишь дополнительными, вспомогательными средствами в коррекции здоровья людей и не более. Только сам человек определяет и формирует состояние своего здоровья и судьбу в целом, основываясь на знании законов Мироздания и неукоснительном их выполнении. Непонимание этой системы является проблемой каждого из нас. Здоровый человек тот, кто понимает, что смысл жизни каждого - это эволюция его сознания. Практика показала, что различные отрицательные черты характера человека предопределяют содержание его мыслей, желаний и поступков. Черты характера, являясь специфическими информационно-полевыми символами в тонком плане бытия, создают основу для заболеваний определённых органов и систем человека. Научно доказано, что в происхождении многих соматических заболеваний, лидирующее место принадлежит психоэмоциональным факторам, имеющим негативную природу, в частности, запечатлённых в полевых структурах архетипов человека, в его подсознании.

Таким образом, при переходе к хроническим формам заболевания психотерапевтическая коррекция необходима, т.к. истинные причины хронизации болезни - неосознаваемые деструктивные убеждения, нарушающие нормальный ход чередования реакций на препятствие. Психотерапия остаётся в большей степени искусством, чем наукой. А поэтому, как и в каждом искусстве, чётких границ мастерства провести нельзя. А в основе работы с детьми, больными бронхо-лёгочными заболеваниями, необходимо, прежде всего, корригирующее воздействие на внутрисемейные отношения.

 

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА В РАННЕМ НЕОНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ У НОВОРОЖДЕННЫХ, МАТЕРИ КОТОРЫХ НАХОДИЛИСЬ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ХРОНИЧЕСКОГО ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

М.А. Егорова Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького

В условиях современного общества имеет место суммарное увеличение психоэмоциональных нагрузок на организм беременной, что приводит к дезадаптивным нарушениям в системе мать-плацента-плод и обусловливает многочисленные изменения в организме ребенка, приводящие к нарушениям физического и умственного развития, а также повышенной соматической заболеваемости новорожденных и детей на 1-м году жизни.

Целью данного исследования явилось изучение в течение раннего неонатального периода проявлений дыхательных расстройств у новорожденных от матерей, которые находились во время беременности под воздействием хронического психоэмоционального напряжения (ПЭН) различной степени.

Под наблюдением находились 34 новорожденных, матери которых при беременности были психоэмоционально стабильными (группа контроля), и 96 новорожденных, родившихся от матерей с различными степенями ПЭН (основная группа). Проявления дыхательных расстройств оценивались по шкале Downes, производилась оценка состояния новорожденных по шкале Апгар на первой и пятой минуте после рождения, а также проводилась оценка неврологических нарушений. Матерям новорожденных в сроке гестации 38-40 недель проводилось клинико-психологическое скрининговое обследование по разработанной системе автоматизированного анализа при помощи ЭВМ с определением степени ПЭН.

Оценочный балл состояния новорожденных по шкале Апгар, соотвественно на 1-й и 5-й минутах, был следующий: у новорожденных основной группы - 6,6(0,4 и 7,1(0,2 у новорожденных контрольной группы - 8,2(0,2 и 8,8(0,3 (р1-р2 < 0,05). Патологические синдромы, развившиеся в результате декомпенсации процессов ранней неонатальной адаптации, были представлены при рождении, синдромом дыхательных расстройств (СДР), внутриутробной гипотрофией, неврологическими нарушениями. У 6,3% детей основной группы отмечался синдром дыхательных расстройств, по сравнению с 2,9% в конторольной группе.

При этом СДР проявлялся в виде ателектазов, болезни гиалиновых мембран, пневмопатий, что свидетельствует о незрелости легких, приводящей к дефициту сурфактанта. Клиническая динамика состояния новорожденных в период ранней неонатальной адаптации в основной группе имела специфические особенности - более высокая частота тяжелых и среднетяжелых состояний новорожденных в первые сутки жизни и более низкие темпы стабилизации состояния у детей основной группы. Тяжелое состояние на 7-е сутки жизни отмечалось только у новорожденных от матерей с хроническим ПЭН тяжелой степени.

Установлена более высокая частота неврологической патологии у новорожденных основной группы: синдром гипервозбудимости ЦНС у 33% по сравнению с 11% у новорожденных конторольной группы матерей; синдром угнетения ЦНС - у 47% и 20% соответственно. Таким образом, у доношенных новорожденных от матерей с хроническим ПЭН частота проявлений дыхательных расстройств в раннем неонатальном периоде выше, чем у новорожденных от психоэмоционально стабильных матерей.

Самая высокая частота выявления патологических состояний неонатального периода отмечалась у новорожденных от матерей с ПЭН тяжелой степени. Следовательно, особое внимание при ведении беременности нужно уделить определению психоэмоционального статуса женщин и его коррекции, что позволит снизить частоту дыхательных расстройств и облегчит раннюю неонатальную адаптацию этих новорожденных.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОВЕДЕНИЕМ КЛИНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ

В.В. Попов, Е.А. Ульянец, А.А. Казакова, Д.В. Штефан Фонд " Качественная клиническая практика",

Харьков, Украина Количество клинических испытаний (КИ), проводимых на Украине, постоянно растет. В Украине за последние 5 лет проведено более 900 клинических испытаний. В связи с этим появляется все больше проблем биоэтического характера. Применение принципов доказательной медицины при планировании и проведении новых исследований и разработки рекомендаций для практической медицины показало необходимость некоторой переоценки существующей ситуации.

Количество исследований с участием детей, проведенных на Украине и в странах СНГ в соответствии с нормами качественной клинической практики (ICH/GCP), ничтожно мало. По установившейся в Украине, как и в других европейских странах, традиции КИ лекарств у детей проводятся после завершения аналогичных испытаний лекарственных средств (ЛС) у взрослых. Исключение составляют лишь редкие препараты, применяемые только в педиатрии. Прогресс в лечении детей невозможен без проведения исследований именно на данной возрастной группе, результаты таких работ имеют большое практическое значение для врачей-педиатров. Существует ряд методологических проблем, типичных для детского возраста. Во-первых, это меньший объем популяции.

Для большинства хронических заболеваний общая популяция взрослых пациентов на много больше, чем пациентов детского возраста. Это создает определенные трудности во время получения статистически достоверных данных об эффективности лечения. Во-вторых, для детей характерна большая гетерогенность популяции. Для более распространенных заболеваний, таких как, бронхиальная астма, возникают проблемы другого рода. Из-за того, что диагностика часто бывает, субъективна, возникают сложности при определении критериев отбора пациентов для исследования. Вариабельность течения болезни создает дополнительные проблемы. В-третьих, проблема заключается в определении конечных показателей. Многие конечные показатели с успехом используются для взрослых и совершенно неприменимы для детей.

Например, определение качества жизни ребенка. Как показывают результаты социологических исследований, в целом не возможно создание универсального опросника для детей, особенно для детей раннего возраста, т.к. такой опросник не позволяет учитывать личностные особенности ребенка. В-четвертых, многие заболевания детского возраста не имеют близких аналогов у взрослых. В-пятых, фармакокинетика многих ЛС меняется в зависимости от возраста пациента, и желательные и нежелательные эффекты могут быть разными у детей и у взрослых. Например, фенобарбитал оказывает седативный эффект у взрослых, а у детей он может вызывать возбуждение.

Несмотря на все методологические трудности нужно подчеркнуть, что необходимость КИ с участием детей существует и диктуется, прежде всего тем, что прогресс в лечении детей не может быть достигнут без проведения клинических исследований на определенных возрастных группах. Американской администрацией по лекарственным средствам и пищевым добавкам выдвинуто требование к производителям ЛС оценивать эффективность и безопасность некоторых препаратов и БАВ у детей. Многие ЛС и БАВ, которые могут быть использованы для лечения детей, имеют неполную информацию о безопасности при использовании у детей или особенных педиатрических подгрупп, что может значительно повысить риск их применения (April 24, 2001, Food and Drug Administration 21 CFR Parts 50 and 56).

Таким образом, можно заключить, что КИ с участием детей нужны. Отсутствие научно-исследовательской работы в этой области может подвергать больных ещё большему риску.

 

 

 

 
 
< назад
 
     
   
 
Designed by © GVR
 
     
 
Сайт управляется системой uCoz